Жостовская роспись — поэтапные рисунки для народного промысла декоративной жостовской росписи на предметах + фото

Существует народное творчество по художественной росписи подносов, носящее название жостовская роспись.

Этому народному ремеслу свойственна цветочная тематика простецкой композиции, где сменяют друг друга большие садовые и небольшие полевые цветки.

Тематика природы украсит любое жилище и порадует глаз как домочадцев, так и гостей. Рассмотрим её происхождение, особенности и нюансы пошагового исполнения.

Содержание

Жостовская роспись: особенности и история появления

Чаще всего роспись выполняется на чёрном фоне, порой используется серебряный, зелёный, синий и красный фон.

Специалист проводит рабочие манипуляции сразу с 2-3 подносами.

Главный посыл жостовской росписи – композиция из цветов несложной формы.

Подносы производятся для бытовых и эстетических целей. По конфигурации бывают прямоугольником, овалом, кругом, восьмиугольником, комбинированными.

Промысел расписывать красками железные подносы возник в середине 18 века на Урале, где находились фабрики Демидовых по металлургии, а в 1-й половине 19 в изделия стали создавать в сёлах Московской области – Троицком, Жостове, Новосельцеве. Спустя недолгое время московское ремесло становится узнаваемым.

В наше время выпуск подносов с лакированной росписью сконцентрирован в селе Жостово, а также в Нижнем Тагиле.

С 1-й половины 19 века мастерские по формированию расписных подносов действовали в следующих сёлах московской области: Троицком, Осташкове, Хлебникове.

Производство в Жостове возникло от артели, что открылась в 1825 году, от выкупившихся на свободу крепостных – братьев Вишняковых.

Несколько коллективов созданных в 1928 году, на основе послереволюционных мастерских, слились в единую – Металлоподнос в Жостово, она в 1960 г. была переоформлена в Жостовскую фабричную декорационную роспись.

Где зародился народный промысел?

Жостовский промысел произошёл от остальных востребованных ремёсел в России – на него повлияло жестяное мастерство нижнего Тагила, цветковые узоры ивановских фабрик ситца, федоскинская миниатюра из лака.

Возникновение жостовской росписи на подносах причисляют к братьям Вишняковым. Вишняков Филипп в 1817- 1819 гг. был в сотрудничестве с Лакутиным П.В., который занимался лаковым производством в Федоскино.

Вишняков покупал у Лакутина прославившиеся лакированные предметы из Федоскино и вместе с тем изучал тонкости производства. Он совместно с братом в 1825 году открыл своё дело.

Первоначально изделия создавались из папье-маше, а роспись на них устраивалась по минимуму – нередко это был простой золотой кант.

Помимо Вишняковых и другие сельчане открывали свои производства, однако это требовало первоначального вложения немалых средств. Малые необорудованные производства медленно вытеснялись большими предприятиями.

Во 2-й половине 19 века выпуск жостовских подносов повысился в разы, а на смену папье-маше пришло железное основание.

Характерные узоры и элементы для русской росписи

К главному посылу жостовской росписи относится цветочная тема несложного строения, где по очереди идут большие и маленькие полевые цветы.

Сначала прорисовываются главные силуэты букета, потом устраиваются тени.

В росписи применяется импровизация всех отдельных композиций.

Мастер пишет не с натуры и не пользуется образцами, а задействует своё воображение и приёмы композиций, так что двух одинаковых подносов не найти.

Имеется несколько типов композиций. Цветы могут находиться:

  • гирляндами по площади подноса;
  • компонуются в букеты из 3-5 цветов;
  • представляются в корзинах.

Часто наряду с цветами идут изображения птиц, фруктов, ягод. По краю поднос украшается растительным узором.

В основе творчества жостовских мастеров находились состаренные достижения цветочных декорационных компоновок с комплектом цветов из сада или поля.

Среди них: букет в разброс, скомпонованный букет, венок, гирлянда.

Мастер рисует тему сюжета за счёт широкой кисточки на плоскости подноса. Формируя букет мастер смотрит за эстетичностью и контурами стеблей, листков, цветов, бутонов, за динамичным рассредоточением ярких пятен.

Цветовые решения: правила раскраски поделок

Помимо чёрной расцветки были востребованы тона:

  • слоновая кость;
  • красный;
  • жёлтый;
  • бирюза;
  • шоколадный;
  • янтарный;
  • золотой.

Любой художник подбирал для себя тона в работе. Мастера расписывают подносы полагаясь на свой полёт фантазии, при этом не используются трафареты или образцы.

Первым делом металлические подносы покрываются несколькими слоями чёрного лака с просушкой слоёв – это становится основой для рисунка.

Художники творят масляными красками с беличьими кистями. Применяется большой комплект кисточек – от тонких с иглу, до больших. Каждая кисточка отвечает за свой мазок.

В жостовской росписи на подносах накладываются много слоёв. Вот ход творческой работы:

  1. Первым слоем идёт замалёвка – создаётся в завершение дня. Беловатой краской разбрасывают пятнышки цветов, листки и бутоны в причудливые композиции. Любое пятно вырисовывается на своём месте красиво совмещаясь с задумкой автора и фигурой изделия.
  2. Потом происходит высушивание.
  3. Нанесение теней. За счёт лессированной краски наносятся тёмные элементы листков и цветов.
  4. Прокладка – уплотнённой не просвещающейся краской вырисовывают светлые участки, возникают конфигурации цветков, листков, лепестков и бутонов.
  5. Создание бликов. У разных специалистов оно отличается: мелкие и утончённые, широкие с мягкими.
  6. Чертёжка – прочерчиваются светлые очертания каёмки цветков, бутонов, лепестков, листков. Пишутся пестики с тычинками.
  7. Привязка – лёгкая ажурная трава заходит в пустые места меж листками и цветами, сочетая вместе всю композицию.

Теперь изделие сушится и отдаётся художнику для нанесения орнамента.

Технология жостовской росписи для детей: простые мастер-классы

Для того чтобы заняться жостовской росписью с детьми дошкольного возраста, лучше применить гуашь вместо масляных красок и начать раскрашивать бумажные тарелки или картонные подносы. Для творчества детворы есть простые мастер-классы.

Букет ромашек и роз: лёгкая роспись цветов гуашью и акварелью

Берётся комплект гуашевых красок, белёсый лист бумаги, салфетки, кисточки из синтетики, ёмкость с водой.

Рассмотрим поэтапное создание ромашкового поля:

  1. На подставке смешивается синяя и белёсая гуашь и накладывается на лист – получится небо.
  2. Внизу листа мазками зелёного и жёлтого оттенков и лимонными вкраплениями образуется само поле.
  3. Просушивание.
  4. Число цветов может быть произвольным. Кистью с белёсой гуашью проделываются оттиски лепестков.
  5. Привносятся блики на лепестки, накладывается голубая краска в сочетании белой и синей гуаши.
  6. По центру цветков вырисовываются жёлтые кружки.
  7. Очередь изобразить листки и стебельки. Вырисовываются зелёной краской, оттеняя жёлтой гуашью, а в завершение образуются блики за счёт белой расцветки.

Это несложный способ, содействующий развитию творческого потенциала.

Лёгкий рисунок карандашом: венок и фрукты

Простой венок карандашом можно выполнить, нарисовав на листе бумаги большой овал.

На внешней стороне овала рисуются тонкие веточки с продолговатыми листьями типа рябины.

По собственному усмотрению можно оформить веточки с мелкими листьями и рассредоточить их на внешней стороне овала.

В нескольких местах зарисовывается красным цветом, что изображает плоды рябины. В середине можно нарисовать грушу, яблочко или др.

Поэтапное исполнение плода:

  1. Рисуется круг.
  2. Наверху круга дорисовываются вытянутые контуры груши и контуры листка.
  3. Вверху плода рисуется черешок и на нём листок.
  4. Ближе к низу по центральной осевой делается маленькая черта.
  5. Убираются схематичные линии и плод можно зарисовать жёлтым, а листок зелёным цветом.

Шкатулка с жостовской росписью для начинающих поэтапно

После приобретения шкатулки нужно обдумать будущий рисунок.

Для покрытия фона можно взять акриловую краску. Покрывается сама шкатулка и крышка.

Чтобы крышка хорошо закрывалась нужно доводить фон до места, где заканчивается накрытие.

Торцы шкатулки можно покрыть золотистой акриловой краской для схожести с жостовскими подносами.

жостовская роспись 103

В качестве рисунка можно взять изображение рябины.

жостовская роспись 104

Ход работы:

  1. Сначала расписывается крышка. Перед этим рисунок наносится карандашом.
  2. Наносится наиболее светлая часть ягод – жёлтая.
  3. Привносится тёмная охра, а потом черёд оранжевой. Есть принцип идти от светлого к тёмному.
  4. Делаются оттенки красного и бордового. Образуются веточки с листьями.
  5. За счёт розового ставятся блики ягод, а светлая охра для листьев.
  6. Теперь основной рисунок завершён. Делается золотая окантовка на крышке.
  7. Также проделывается на дне и стенках шкатулки.
  8. Затем изделие нужно покрыть лаком в несколько слоёв.

Тематические узоры для посуды

Для посуды по традиции используется тема цветочных букетов, изображения домашних животных, птиц, натюрморты, пейзажи и разнообразные тематические изображения и рисунки.

Также используются сюжеты из жизни народа, например, поездка на санях запряжённых лошадьми, чаепитие с самоваром и другие.

Шаблоны для росписи разделочной доски

Начинать лучше с небольших работ — разделочных досок.

Для росписи на доске понадобится взять:

  • доску;
  • гуашевые краски;
  • палитру;
  • наждачную шкурку;
  • карандаш;
  • кисти;
  • лак.

Ход работы:

  1. Наждачной шкуркой обрабатывается поверхность и делается гладкой.
  2. Поверхность грунтуется, чтобы краска не растекалась, за счёт луковицы.
  3. Карандашом вырисовывается яблоко, а можно взять существующий шаблон.
  4. На палитру наносятся краски: зелёный, красный, белый, жёлтый, коричневый, синий и чёрный.
  5. Расцветкой тёмно-зелёного раскрашивается яблоко. Цвета идут от тёмного к светлому.
  6. Ещё одно яблоко на переднем плане раскрашивается светло-зелёным.
  7. Для раскраски листа к зелёному используется немного красной и жёлтой краски.
  8. Ножка яблока и половинки раскрашиваются коричневым оттенком.
  9. Проводится прорисовка яблока в разрезе. На кисть берётся немного красной, жёлтой краски и смешиваются с белой. Выйдет мягкий оттенок белого.
  10. Яблоку придаются округлые формы. Для этого смешиваются зелёный, жёлтый и белёсый, и получаемым мягким тоном обводится контур плода.
  11. Определяется сторона попадания света. На выбранной стороне проставляется блик.
  12. Тонкой кисточкой прорисовываются контуры листа, они выйдут зубчатыми.
  13. Коричневым оттенком вырисовываются косточки яблока.
  14. Делается каёмка.
  15. Доска покрывается лаком.

Эскизы для досок:

Поднос с жостовской росписью

Основные узоры жосткинской росписи – цветочные мотивы.

Предоставляется процесс росписи поэтапно:

  1. Создаётся первый слой планируемого изображения – это называется замалёвкой. Светлой краской специалист разбрасывает по цветной плоскости пятна цветков, бутонов и листочков. Из имеющихся пятен сводится композиция в согласии с задумкой автора.
  2. Теперь черёд сделать тенежку – это рабочий процесс с лессированной краской. Прорисовываются тёмные участки листков с цветами. Этим изображению придаётся точность и глубина.
  3. Шаг прокладки. Специалист берёт уплотнённую и не просвещающуюся краску, ею он контрастирует светлые участки. По местам возникают элементы, формы бутонов и цветков. Изображение обретает свечение изнутри.
  4. Проводится бликовка. У одного художника почерк будет мягким и широким, у другого тонким и мелким. Это схоже с музыкальным ритмом – усиливающимся и стихающим.
  5. Мастер делает чертёж. Прочерчиваются светлые края цветов, бутонов, лепестков. Чертятся тычинки и пестики.
  6. В завершение следует привязка. Вырисовывается травка для заполнения пустот. Она представляется связующим звеном композиции. Бывает обильной или по минимуму.

На этом роспись завершается. Поднос отдаётся для нанесения орнамента.

Трафареты для росписи могут быть любыми.

Ложка с красивым узором

Жостовский узор наносится на ручку или чашечку ложки:

  • Вначале ложка ошкуривается мелкой наждачной бумагой.
  • Потом влажной тряпицей проходится изделие, чтобы убрать ворсинки.
  • Затем на ложку наносится чертёж карандашом и начинается всё с создания фона.
  • Для росписи нужны клей ПВА и гуашевая краска. Они затем смешиваются меж собой. Это позволит не грунтовать изделие, ведь ПВА удержит краску на ложке.
  • По рисунку наносится тёмный фон, а красноватый в качестве ягод. Ближе у основания ложки наносится зелёная краска для пучка листьев.

Узор наносится как снаружи, так и внутри.

Тонкой кисточкой устраиваются прожилки листьев и плодов. На плоды клубники наносятся риски золотистого цвета. Также устраиваются белые цветочки в промежутках.

Ручка покрывается золотистым цветом. В завершение ложка покрывается акриловым лаком в 4 слоя с просушкой прослоек.

Ёлочные игрушки своими руками: шары с росписью

Основу шара можно сделать самостоятельно из ткани, джута, бумаги или закупить в магазине рукоделия, они выпускаются из пенопласта, пластика.

Также можно купить стеклянные шары, и обладая навыками и техниками рисования получится их украсить росписью.

Существует точечная роспись, требующая умения. Покупной ёлочный шар окрашивается в желаемый цвет.

Перед нанесением узора нужно закрепить фоновый цвет акриловым лаком.

Презентация поделок с жостовской росписью

Специалистами составлена презентация жостовской росписи, которая разработана для ознакомления детьми на уроках изобразительного искусства.

На презентации ученики познакомятся с историей появления росписи, её особенностями, этапами выполнения.

Часто презентация включает в себя показ ознакомительных слайдов. Для закрепления знаний детям задаются несколько вопросов по теме.

Научиться выполнять эту красивую роспись будет по силам всем желающим. Для этого имеются подсказки в виде пошаговых исполнений, шаблонов, мастер-классов. Стоит уже сейчас себя попробовать в этом замечательном искусстве.

Картинки для жостовской росписи

Автор статьи:
Добавить комментарий