Графический диктант по клеточкам — легкие и сложные интересные картинки для графического диктанта для детей 5, 6, 7 лет, в 1 и 2 класс

Рисование начинается с малых лет. Одна из его разновидностей – графический диктант по клеточкам – с успехом используется в детских садах и школах как полезное упражнение.

В основу таких заданий лежит простой принцип: ребёнку нужно проводить линии в различных направлениях, чтобы в итоге получилась определённая «картинка». Отсюда вытекают многочисленные схемы для подобных диктантов.

Результатами рисования становятся характерные фигурки зверей, птиц, геометрических фигур, и так далее. Отмечаемая на листе бумаги точка является начальным пунктом работы.

Простые вариации заданий ограничиваются горизонтальными и вертикальными линиями. Сложные работы включают в себя диагональные штрихи, но конечные результаты смотрятся неплохо. Ниже приведены многочисленные примеры инструкций, годных для рисования по клеточкам.

Содержание

Графический диктант для дошкольников по клеточкам

В этом случае уместны два подхода. Первый – малышу выдаётся листок с условными обозначениями и начальной точкой. Второй – воспитатель диктует ребятам, какие линии нужно проводить в конкретный момент.

Именно второй метод служит наиболее полезным способом научить детей не отвлекаться от занятия (полезный навык для младших классов школы).

Диктанты служат отличным средством для развития почерка, рисования и начертания цифр. Разумеется, на начальных этапах подготовки малышам следует подбирать несложные варианты. По мере приближения к школьному возрасту приветствуются оригинальные задания.

Легкий рисунок домика для подготовительной группы

Подобная композиция укладывается в квадрат размером 11×11 клеток типичного листа тетради. За начальную точку принимается левый «косяк» крыши.

Поэтапный порядок действий таков:

  1. Левый скат крыши делается как «лестница»: 1 клетка вправо, 1 вверх. Эти же действия выполняются ещё 3 раза подряд.
  2. Далее рисуется центральная часть с правым скатом: 2 клетки вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо.
  3. Следующий фрагмент – это «труба»: 2 вверх, 1 влево, 1 вверх, 3 вправо, 1 вниз, 1 влево, 4 вниз, 1 влево.
  4. Для правой стены дома достаточно провести вертикальную линию в 6 клеток, идущую вниз.
  5. Пол с дверным «проёмом»: 3 клетки влево, 3 вверх, 2 влево, 3 вниз, и ещё 3 влево.
  6. После рисования левой стены домика можно возвращаться к начальной точке. Достаточно провести 6 клеток вверх, 1 влево и 1 вверх.

Изображение кораблика: схема для детей 4 лет

Графические диктанты по клеточкам способны охватить любую тему. Дети могут нарисовать не только забавных зверей, но и небольшие корабли.

За начало берётся верхушка мачты, а дальнейшие действия таковы:

  1. Провести «флажок с парусом»: 2 клетки вправо, далее по одной вниз, влево, вниз, вправо (последние два шага повторить дважды). Далее – 2 вниз, 2 влево и 1 вниз.
  2. «Корма» делается симметричной: 3 клетки вправо, 1 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз (последние 2 шага затем повторяются один раз).
  3. За дно принимается линия в 5 клеток, идущих влево.
  4. Левая сторона кормы рисуется аналогично правой, но горизонтальные действия меняются.
  5. Закончить рисунок с помощью вертикальной линии, идущей на 8 клеток вверх.

Простой рисунок ключика для малышей 5-6 лет

Следующая картинка начинается от края «инструмента».

Алгоритм работы:

  1. Провести горизонтальную линию в 7 клеток, направленную вправо.
  2. Сделать «кольцо» ключика: 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх.
  3. Последняя часть – зубчики: 3 клетки влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вверх.

Рисунки животных по клеточкам

Многочисленные техники обучения дошкольников посвящены расширению кругозора.

Неплохим решением для малышей послужат простые схем, позволяющие нарисовать животных. Некоторые примеры приведены ниже.

Кошка

Поэтапная инструкция такова:

  1. Сформировать верхнюю часть мордочки с ушами и спину. От начальной точки (носа) нужно провести 1 клетку вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 8 вправо.
  2. Зона хвоста : 1 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо (последние 2 линии повторить ещё раз), 3 вниз, 1 влево, 2 вниз, 1 влево (эти два шага также повторить один раз).
  3. Задняя лапа с туловищем: 5 клеток вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 4 влево.
  4. Передняя лапа: 2 вниз, 1 влево, 2 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 3 вверх.
  5. Последняя часть рисунка – мордочка кошки: 1 клетка влево, 1 вверх, 2 влево, 2 вверх.

Кролик

Поэтапная инструкция:

  1. Начальной точкой выступает левый кончик уха. От этой части начинается мордочка кролика: 1 клетка вправо, 3 вниз, 2 вправо, 2 вниз, 1 влево, 2 вниз.
  2. После этого следует передняя лапа: 3 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вниз.
  3. Задняя лапа: 1 вправо, 2 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 6 влево, 1 вверх.
  4. За хвостик принимается небольшой квадрат – по одной клетке влево, вверх и вправо.
  5. Остаётся только закончить рисунок – провести вертикальную линию в 12 клеток, идущую вверх.

Ёжик

Колючего зверька можно нарисовать следующим образом:

  1. Начиная от задней части тела, провести 3 клетки вниз, 2 вправо, «квадрат» для первой ножки (по одной клетке вниз, вправо, вверх), 4 вправо, второй аналогичный «квадрат», затем 2 вправо.
  2. За мордочку принимается «лестница» – по одной клеточке вверх и влево. Линия повторяется ещё раз.
  3. Затем проводятся иголки: 2 вверх, 1 влево, 1 вверх (последние 2 шага повторяются ещё один раз), 3 влево, 1 вниз, 1 влево (эти 2 шага заканчивают картинку, если они проводятся ещё 2 раза).

Енот

Для этого лесного зверька выводят симметричную мордочку.

Внутренние области затем закрашиваются чёрным и серым цветом, а глазки и нос отмечаются как отдельные квадратики.

Носорог

Рогатый экзотический зверь предусматривает использование диагональных линий в отведённых местах. Для дальнейших инструкций они будут отмечаться как ДИАГ, а разметка направлений подобна компасу (NE – вниз и вправо, ES – вниз и влево, SW – вверх и влево, WN – вверх и вправо).

За начало принимается кончик рога, а рисование происходит следующим образом:

  1. Сторона рога с мордочкой: 2 вниз, 1 ДИАГ-NE, 1 вправо, 1 ДИАГ-WN,
  2. «Квадрат» для уха: 2 ДИАГ-NE.
  3. Спина с хвостиком: 7 вправо, 3 ДИАГ-NE, 1 влево, 1 ДИАГ-SW, 3 вниз.
  4. Далее формируются ноги и брюхо. Последняя линия из предыдущего пункта продолжается ещё на 3 клетки, затем 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 1 влево, 3 вверх.
  5. Для брюха ведётся горизонтальная линия в 3 клетки, идущие влево.
  6. Передние ноги выполняются также, как и задние.
  7. Горло и часть мордочки: 1 ДИАГ-SW, 1 вверх, 2 ДИАГ-SW, 2 влево, 1 ДИАГ-SW, 1 влево, 1 ДИАГ-WN.
  8. Затем можно дорисовать рог животного.
  9. Рисунок заканчивается командами 1 ДИАГ-SW, 2 вверх, 1 ДИАГ-WN.

Зайка

За начало этого диктанта принимается «хвостик» зайца.

Алгоритм работы:

  1. Провести 1 клетку вправо, 1 вниз и 5 вправо – таким образом получаются хвост и спина.
  2. Мордочка с ушами выполняется как характерный «трезубец»– 1 вверх, 1 влево, 3 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 3 вниз, 1 влево, 3 вниз.
  3. Зона передних лап: 1 влево, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх.
  4. Далее следуют задние ноги: 2 влево, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 2 влево, 2 вверх.
  5. Последние линии изображения: 1 клетка влево, затем ещё три идут вверх.

Волк

Этот хищный зверь рисуется по схожему сценарию, описанному в инструкции из раздела «Кошка».

Диктант проходит от «носа» животного по часовой стрелке.

Поэтапный процесс:

  1. Верхняя часть морды и ухо: 2 клетки вправо, 1 вверх, 2 вправо, затем «квадрат».
  2. Под спину волка отводится горизонтальная линия в 8 клеточек, идущих вправо.
  3. Хвост делается «зигзагом»: 1 вниз, 1 вправо (повторить ещё один раз), 2 вниз, 1 влево, 1 вверх (эти два направления также проходят по одному разу), 1 влево.
  4. Задняя лапа: 5 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 3 вверх.
  5. «Брюхом» волка выступает горизонтальная линия в 5 клеток, которые идут влево.
  6. Передняя лапа делается аналогично задней, но начальное действие – 4 клетки вниз.
  7. Диктант заканчивается по такой «цепи»: 2 влево, 1 вверх, 3 влево, 1 вверх.

Верблюд

«Колыбель пустыни» – ещё один экземпляр с диагональными линиями. За старт принимается «нос» верблюда.

Действия происходят по такой схеме:

  1. Морда и часть шеи: 2 вправо, 2 вниз, 1 ДИАГ-NE.
  2. Горбы выполняются зигзагом: 1 ДИАГ-WN, 1 ДИАГ-NE, 1 ДИАГ-WN, 2 ДИАГ-NE.
  3. Затем следует хвост: 2 вниз, 1 ДИАГ-SW.
  4. Далее формируются ноги: 4 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 ДИАГ-SW, 1 ДИАГ-ES, 3 вниз, 1 влево, 4 вверх.
  5. Остаётся только сделать шею: 2 ДИАГ-SW, 2 вверх, 1 ДИАГ-SW.

Сложные варианты диктантов

Подрастающим дошкольникам предлагаются трудные в исполнении рисунки (нередко включающие диагональные линии).

Редкие исключения обходятся классическими штрихами, исполняемыми по горизонтали и вертикали. Ниже приведены примеры для дошкольников постарше.

Вертолёт и танк

С раннего детства большинство мальчиков увлекается военной техникой. В ход идут многочисленные хитрости: рисование на уроках ИЗО, сборка соответствующих моделей в масштабе, а также лепка из пластилина.

Что касается вертолётов и танков, то для них также существуют графические диктанты по клеточкам.

Для первого варианта лучше начинать с «носа», затем идти по часовой стрелке.

Поэтапный диктант:

  1. Левая часть борта: 1 клетка вправо, 1 вверх (повторить «лестницу» ещё два раза), 2 вправо.
  2. Ротор вертолёта: 1 вверх, 7 влево, 1 вверх, 7 вправо, 1 вверх, 1 вправо, затем проделать первые пять действий наоборот для симметричной детали.
  3. Продолжение рисунка до «хвоста»: 2 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз (эти же два шага выполняются ещё раз), затем 6 вправо.
  4. Задний ротор делается «крестом», а каждый шаг занимает 1 клеточку (за исключением последнего – 2 вниз).
  5. Завершение «хвоста»: 4 влево, 1 вниз, 3 влево, 1 вниз, 1 влево («лестница» из этих двух действий повторяется ещё 2 раза).
  6. Далее можно заканчивать вертолёт: 1 вверх, 3 влево, 1 вниз, другая «лестница» из 3 «перил», идущая влево и вверх.
  7. Последний штрих – вертикальная линия на 2 клетки вверх.

Грузовик

Ещё один «мальчишеский» способ проведения диктанта. За начальную точку принимается «днище» грузовика.

Простой пример таков:

  1. Кабина водителя: 3 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 3 вниз, 1 вправо.
  2. Отсек для груза: 5 вверх, 5 вправо, 6 вниз.
  3. Последняя часть – это днище с колёсами: 1 влево, затем «квадрат» по одной клетке (направления – вниз, влево, вверх), 5 влево, второй квадрат, 1 влево для завершения рисунка.

Новогодняя ёлка

Рисование по клеточкам успешно применяется и для новогодних диктантов.

Начиная от середины ствола в нижней части, ребёнок сможет «построить» симметричную ёлку.

Действия таковы:

  1. Нижняя ветка: 1 влево, 1 вверх, 5 влево, 2 вверх, 1 вправо, 1 вверх (последние два шага делаются ещё раз), 3 вправо.
  2. Верхняя ветка: 1 вверх, 2 влево, 2 вверх, 1 вправо, 1 вверх («лестница» исполняется также, как и в предыдущем пункте), 1 вправо.
  3. Все перечисленные выше действия проделываются в обратном и противоположном порядке – в итоге должна получиться симметричная ёлка.

Звезда в космосе

В основе таких диктантов закладываются простые принципы.

Например, звезду из 5 лучей достаточно изображать двумя прямыми и восемью диагональными линиями (каждая из них занимает 2 клетки).

Что касается последних, то они «укладываются» в разметку 1×2.

Конечный результат неплохо годится для украшения аппликаций на космическую тематику.

Рисуем еду

Познание окружающего мира не обходится без съедобных продуктов. В ходе занятий дети узнают, какие овощи и фрукты полезны для здоровья.

Вкупе с многочисленными поделками из разных материалов также применяются диктанты для рисования.

Корзинка фруктов

Алгоритм действий:

  1. Провести линию, занимающую две клетки, в правую сторону от начальной точки.
  2. Нарисовать грушу: 3 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 3 вниз, 1 вправо.
  3. Дальше следует авокадо: 4 вверх, 2 вправо, 4 вниз, 2 вправо.
  4. Ещё одним «съедобным угощением» является арбуз, который можно провести в форме шара: 1 вверх, 1 влево, 3 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 3 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вниз.
  5. Последний шаг – закончить картинку, выводя блюдце: 2 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 13 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх.

Овощи

Ярким примером для этого раздела послужит морковь.

Порядок работы:

  • Нарисовать стебель: 1 клетка вверх, 1 влево, 2 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз.
  • Провести остальной плод: 1 вправо, 4 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 4 вверх, 1 вправо.

Хлеб

Подавляющее большинство семей не обходятся без хлеба.

Самый простой вариант графического диктанта сводится к проведению небольшого количества прямых линий в следующем порядке: 1 клетка вправо, 1 вверх, 4 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 4 вниз, 5 влево, 4 вверх.

Графический диктант в стиле Anime

Региональные практики дошкольного образования не обходятся без «хитростей».

Один из эпицентров восточной культуры – Япония – пережил гигантский скачок после Второй мировой войны.

Пытаясь копировать работу американской студии Disney, японцы в итоге получили отдельную разновидность мультфильмов, известную поныне как Anime.

Дошкольникам предлагаются графические диктанты по клеточкам, затрагивающие популярных персонажей. Из-за этого «ремесло» становится ещё более увлекательным: дети выводят абстрактные лица любимых героев или мордочки существ типа Pokemon, и так далее.

Рисунки птиц по клеточкам для школы

Увлекательное занятие не ограничивается зверями или техникой – с помощью пошаговых диктантов можно выводить пернатых представителей фауны.

Ниже приведены примеры как для обыденных, так и экзотических вариантов птиц.

Аист

За начальную точку принимается верхняя часть «клюва», а рисование проходит таким образом:

  1. Часть шеи до крыльев: 3 клетки вправо, 1 вверх, 2 вправо, 6 вниз, 2 вправо, 1 вверх.
  2. Зона крыльев: 4 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх (последние два шага повторяются один раз), 3 влево.
  3. Нога аиста: 7 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 6 вверх.
  4. Следующим этапом является шея птицы: 1 влево, 1 вверх, 2 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 6 вверх.
  5. Остаётся закончить рисунок, дорисовывая клюв: 3 влево, 1 вверх.

Попугай

Подобный диктант можно «превратить» в раскраску, предлагая дошкольникам закрашивать отдельные области разными цветами.

«Попугай» начинается от нижней части клюва, а порядок изображения следующий:

  1. Голова птицы: 2 клетки влево, 4 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 3 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 3 вниз, 1 вправо, 2 вниз.
  2. Дальше следуют крылья: 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 3 вниз, 1 вправо, 5 вниз, 1 влево, 1 вверх (повторить последние два действия один раз), 1 влево.
  3. Лапы довольно просты: 3 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх.
  4. Последним фрагментом выступает «грудь» попугая: 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 3 вверх, 1 вправо, 1 вверх.
  5. Полученный результат затем раскрашивается по желанию (тут используются карандаши или фломастеры).

Гусь

Этого обитателя дачных хозяйств рисуют по такому алгоритму:

  1. Началом является клюв: 2 клетки вправо, 1 вверх, 2 вправо, 1 вверх.
  2. Шея и спина: 2 вправо, 7 вниз, 5 вправо, 1 вверх, 3 вправо.
  3. Задняя часть: 1 вниз, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 2 вниз, 1 влево.
  4. Дальше следуют лапки: 2 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 влево, затем повторяются первые 5 шагов для второй «ножки», после которой проводится горизонтальная линия влево на 2 клетки.
  5. Шея – последний фрагмент рисунка: 2 вверх, 1 влево, 7 вверх, 2 влево, 1 вверх.

Голубь

Городские и почтовые птицы тоже уместны для графических диктантов.

Инструкция такова:

  1. Вывести макушку и часть головы голубя: 4 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 4 вниз, 1 вправо, 3 вниз.
  2. Дальше идёт спина: 1 вправо, 1 вниз (эти действия повторить ещё два раза), 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 2 вниз.
  3. Следующим фрагментом является хвост: 2 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 1 вправо (повторить последние два шага ещё раз), 2 вниз, 1 влево, 1 вверх, 4 влево, 1 вверх, 1 влево (также повторить эти два действия ещё раз), 1 вверх, 2 влево.
  4. Нарисовать лапки голубя: 1 вниз, 1 влево, 4 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 2 влево, 3 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх.
  5. Закончить рисунок: 2 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 4 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 4 вверх, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 1 вверх.

Фламинго

Подобный вариант не имеет принципиальных отличий от рисунка, приводимого в пункте «Аист». После завершения достаточно раскрасить картинку в розовый цвет.

Шаблоны геометрических фигур

Малыши из подготовительной группы детского сада только начинают познавать окружающий мир. Отсюда вытекает тенденция значительного упрощения графических диктантов по клеточкам – на начальном этапе достаточно ограничиваться простыми примерами геометрических фигур.

Шар

Подобная форма служит неплохим началом для ведения диктантов. Фигурка умещается в фрагмент листа тетради, занимающий 6×6 клеток.

В углах выводятся зигзаги, а каждая из четырёх «сторон» выводится линией в 2 клетки.

Шляпа

Инструкция по этой картинке такова:

  1. От начальной точки провести 1 клетку вверх, 1 вправо, 4 вверх, 3 вправо.
  2. Вернуться к вышеуказанной точке: 4 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 5 влево.

Ваза

Ещё один простой пример для выполнения графического диктанта.

Фрагменты вазы рисуются таким образом:

  • «Горлышко» посуды: 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 5 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз.
  • Ёмкость: 1 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 влево, 1 вверх, 1 влево, 3 вверх, 1 вправо.

Рисунок по диагонали

Ближе к школе для детей предлагаются усложнённые вариации диктантов, нередко включающие использование диагональных штрихов.

Следующая инструкция приведена на примере песочных часов: они состоят из двух треугольников, соединённых вместе.

Порядок работы:

  • Верхняя половина часов: 2 ДИАГ-SW, 5 вправо, 2 ДИАГ-ES.
  • Нижняя половина: 2 ДИАГ-NE, 5 влево, 2 ДИАГ-WN.

Рисование в формате диктанта по клеточкам является полезным упражнением для малышей.

Соответствующие занятия тренируют моторику рук, а также развивают концентрацию внимания.

Тематика во многом зависит от фантазии: дети могут нарисовать примитивные варианты зверей, птиц, цветов, еды, техники, а также геометрические фигуры. Последние наиболее полезны для начальных упражнений.

Схемы и фото примеры графического диктанта по клеточкам

Автор статьи:
Добавить комментарий