Графический диктант по клеточкам — легкие и сложные интересные картинки для графического диктанта для детей 5, 6, 7 лет, в 1 и 2 класс
Рисование начинается с малых лет. Одна из его разновидностей – графический диктант по клеточкам – с успехом используется в детских садах и школах как полезное упражнение.
В основу таких заданий лежит простой принцип: ребёнку нужно проводить линии в различных направлениях, чтобы в итоге получилась определённая «картинка». Отсюда вытекают многочисленные схемы для подобных диктантов.
Результатами рисования становятся характерные фигурки зверей, птиц, геометрических фигур, и так далее. Отмечаемая на листе бумаги точка является начальным пунктом работы.
Простые вариации заданий ограничиваются горизонтальными и вертикальными линиями. Сложные работы включают в себя диагональные штрихи, но конечные результаты смотрятся неплохо. Ниже приведены многочисленные примеры инструкций, годных для рисования по клеточкам.
Графический диктант для дошкольников по клеточкам
В этом случае уместны два подхода. Первый – малышу выдаётся листок с условными обозначениями и начальной точкой. Второй – воспитатель диктует ребятам, какие линии нужно проводить в конкретный момент.
Именно второй метод служит наиболее полезным способом научить детей не отвлекаться от занятия (полезный навык для младших классов школы).
Диктанты служат отличным средством для развития почерка, рисования и начертания цифр. Разумеется, на начальных этапах подготовки малышам следует подбирать несложные варианты. По мере приближения к школьному возрасту приветствуются оригинальные задания.
Легкий рисунок домика для подготовительной группы
Подобная композиция укладывается в квадрат размером 11×11 клеток типичного листа тетради. За начальную точку принимается левый «косяк» крыши.
Поэтапный порядок действий таков:
- Левый скат крыши делается как «лестница»: 1 клетка вправо, 1 вверх. Эти же действия выполняются ещё 3 раза подряд.
- Далее рисуется центральная часть с правым скатом: 2 клетки вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо.
- Следующий фрагмент – это «труба»: 2 вверх, 1 влево, 1 вверх, 3 вправо, 1 вниз, 1 влево, 4 вниз, 1 влево.
- Для правой стены дома достаточно провести вертикальную линию в 6 клеток, идущую вниз.
- Пол с дверным «проёмом»: 3 клетки влево, 3 вверх, 2 влево, 3 вниз, и ещё 3 влево.
- После рисования левой стены домика можно возвращаться к начальной точке. Достаточно провести 6 клеток вверх, 1 влево и 1 вверх.
Изображение кораблика: схема для детей 4 лет
Графические диктанты по клеточкам способны охватить любую тему. Дети могут нарисовать не только забавных зверей, но и небольшие корабли.
За начало берётся верхушка мачты, а дальнейшие действия таковы:
- Провести «флажок с парусом»: 2 клетки вправо, далее по одной вниз, влево, вниз, вправо (последние два шага повторить дважды). Далее – 2 вниз, 2 влево и 1 вниз.
- «Корма» делается симметричной: 3 клетки вправо, 1 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз (последние 2 шага затем повторяются один раз).
- За дно принимается линия в 5 клеток, идущих влево.
- Левая сторона кормы рисуется аналогично правой, но горизонтальные действия меняются.
- Закончить рисунок с помощью вертикальной линии, идущей на 8 клеток вверх.
Простой рисунок ключика для малышей 5-6 лет
Следующая картинка начинается от края «инструмента».
Алгоритм работы:
- Провести горизонтальную линию в 7 клеток, направленную вправо.
- Сделать «кольцо» ключика: 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх.
- Последняя часть – зубчики: 3 клетки влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вверх.
Рисунки животных по клеточкам
Многочисленные техники обучения дошкольников посвящены расширению кругозора.
Неплохим решением для малышей послужат простые схем, позволяющие нарисовать животных. Некоторые примеры приведены ниже.
Кошка
Поэтапная инструкция такова:
- Сформировать верхнюю часть мордочки с ушами и спину. От начальной точки (носа) нужно провести 1 клетку вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 8 вправо.
- Зона хвоста : 1 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо (последние 2 линии повторить ещё раз), 3 вниз, 1 влево, 2 вниз, 1 влево (эти два шага также повторить один раз).
- Задняя лапа с туловищем: 5 клеток вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 4 влево.
- Передняя лапа: 2 вниз, 1 влево, 2 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 3 вверх.
- Последняя часть рисунка – мордочка кошки: 1 клетка влево, 1 вверх, 2 влево, 2 вверх.
Кролик
Поэтапная инструкция:
- Начальной точкой выступает левый кончик уха. От этой части начинается мордочка кролика: 1 клетка вправо, 3 вниз, 2 вправо, 2 вниз, 1 влево, 2 вниз.
- После этого следует передняя лапа: 3 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вниз.
- Задняя лапа: 1 вправо, 2 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 6 влево, 1 вверх.
- За хвостик принимается небольшой квадрат – по одной клетке влево, вверх и вправо.
- Остаётся только закончить рисунок – провести вертикальную линию в 12 клеток, идущую вверх.
Ёжик
Колючего зверька можно нарисовать следующим образом:
- Начиная от задней части тела, провести 3 клетки вниз, 2 вправо, «квадрат» для первой ножки (по одной клетке вниз, вправо, вверх), 4 вправо, второй аналогичный «квадрат», затем 2 вправо.
- За мордочку принимается «лестница» – по одной клеточке вверх и влево. Линия повторяется ещё раз.
- Затем проводятся иголки: 2 вверх, 1 влево, 1 вверх (последние 2 шага повторяются ещё один раз), 3 влево, 1 вниз, 1 влево (эти 2 шага заканчивают картинку, если они проводятся ещё 2 раза).
Енот
Для этого лесного зверька выводят симметричную мордочку.
Внутренние области затем закрашиваются чёрным и серым цветом, а глазки и нос отмечаются как отдельные квадратики.
Носорог
Рогатый экзотический зверь предусматривает использование диагональных линий в отведённых местах. Для дальнейших инструкций они будут отмечаться как ДИАГ, а разметка направлений подобна компасу (NE – вниз и вправо, ES – вниз и влево, SW – вверх и влево, WN – вверх и вправо).
За начало принимается кончик рога, а рисование происходит следующим образом:
- Сторона рога с мордочкой: 2 вниз, 1 ДИАГ-NE, 1 вправо, 1 ДИАГ-WN,
- «Квадрат» для уха: 2 ДИАГ-NE.
- Спина с хвостиком: 7 вправо, 3 ДИАГ-NE, 1 влево, 1 ДИАГ-SW, 3 вниз.
- Далее формируются ноги и брюхо. Последняя линия из предыдущего пункта продолжается ещё на 3 клетки, затем 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 1 влево, 3 вверх.
- Для брюха ведётся горизонтальная линия в 3 клетки, идущие влево.
- Передние ноги выполняются также, как и задние.
- Горло и часть мордочки: 1 ДИАГ-SW, 1 вверх, 2 ДИАГ-SW, 2 влево, 1 ДИАГ-SW, 1 влево, 1 ДИАГ-WN.
- Затем можно дорисовать рог животного.
- Рисунок заканчивается командами 1 ДИАГ-SW, 2 вверх, 1 ДИАГ-WN.
Зайка
За начало этого диктанта принимается «хвостик» зайца.
Алгоритм работы:
- Провести 1 клетку вправо, 1 вниз и 5 вправо – таким образом получаются хвост и спина.
- Мордочка с ушами выполняется как характерный «трезубец»– 1 вверх, 1 влево, 3 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 3 вниз, 1 влево, 3 вниз.
- Зона передних лап: 1 влево, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх.
- Далее следуют задние ноги: 2 влево, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 2 влево, 2 вверх.
- Последние линии изображения: 1 клетка влево, затем ещё три идут вверх.
Волк
Этот хищный зверь рисуется по схожему сценарию, описанному в инструкции из раздела «Кошка».
Диктант проходит от «носа» животного по часовой стрелке.
Поэтапный процесс:
- Верхняя часть морды и ухо: 2 клетки вправо, 1 вверх, 2 вправо, затем «квадрат».
- Под спину волка отводится горизонтальная линия в 8 клеточек, идущих вправо.
- Хвост делается «зигзагом»: 1 вниз, 1 вправо (повторить ещё один раз), 2 вниз, 1 влево, 1 вверх (эти два направления также проходят по одному разу), 1 влево.
- Задняя лапа: 5 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 3 вверх.
- «Брюхом» волка выступает горизонтальная линия в 5 клеток, которые идут влево.
- Передняя лапа делается аналогично задней, но начальное действие – 4 клетки вниз.
- Диктант заканчивается по такой «цепи»: 2 влево, 1 вверх, 3 влево, 1 вверх.
Верблюд
«Колыбель пустыни» – ещё один экземпляр с диагональными линиями. За старт принимается «нос» верблюда.
Действия происходят по такой схеме:
- Морда и часть шеи: 2 вправо, 2 вниз, 1 ДИАГ-NE.
- Горбы выполняются зигзагом: 1 ДИАГ-WN, 1 ДИАГ-NE, 1 ДИАГ-WN, 2 ДИАГ-NE.
- Затем следует хвост: 2 вниз, 1 ДИАГ-SW.
- Далее формируются ноги: 4 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 ДИАГ-SW, 1 ДИАГ-ES, 3 вниз, 1 влево, 4 вверх.
- Остаётся только сделать шею: 2 ДИАГ-SW, 2 вверх, 1 ДИАГ-SW.
Сложные варианты диктантов
Подрастающим дошкольникам предлагаются трудные в исполнении рисунки (нередко включающие диагональные линии).
Редкие исключения обходятся классическими штрихами, исполняемыми по горизонтали и вертикали. Ниже приведены примеры для дошкольников постарше.
Вертолёт и танк
С раннего детства большинство мальчиков увлекается военной техникой. В ход идут многочисленные хитрости: рисование на уроках ИЗО, сборка соответствующих моделей в масштабе, а также лепка из пластилина.
Что касается вертолётов и танков, то для них также существуют графические диктанты по клеточкам.
Для первого варианта лучше начинать с «носа», затем идти по часовой стрелке.
Поэтапный диктант:
- Левая часть борта: 1 клетка вправо, 1 вверх (повторить «лестницу» ещё два раза), 2 вправо.
- Ротор вертолёта: 1 вверх, 7 влево, 1 вверх, 7 вправо, 1 вверх, 1 вправо, затем проделать первые пять действий наоборот для симметричной детали.
- Продолжение рисунка до «хвоста»: 2 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз (эти же два шага выполняются ещё раз), затем 6 вправо.
- Задний ротор делается «крестом», а каждый шаг занимает 1 клеточку (за исключением последнего – 2 вниз).
- Завершение «хвоста»: 4 влево, 1 вниз, 3 влево, 1 вниз, 1 влево («лестница» из этих двух действий повторяется ещё 2 раза).
- Далее можно заканчивать вертолёт: 1 вверх, 3 влево, 1 вниз, другая «лестница» из 3 «перил», идущая влево и вверх.
- Последний штрих – вертикальная линия на 2 клетки вверх.
Грузовик
Ещё один «мальчишеский» способ проведения диктанта. За начальную точку принимается «днище» грузовика.
Простой пример таков:
- Кабина водителя: 3 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 3 вниз, 1 вправо.
- Отсек для груза: 5 вверх, 5 вправо, 6 вниз.
- Последняя часть – это днище с колёсами: 1 влево, затем «квадрат» по одной клетке (направления – вниз, влево, вверх), 5 влево, второй квадрат, 1 влево для завершения рисунка.
Новогодняя ёлка
Рисование по клеточкам успешно применяется и для новогодних диктантов.
Начиная от середины ствола в нижней части, ребёнок сможет «построить» симметричную ёлку.
Действия таковы:
- Нижняя ветка: 1 влево, 1 вверх, 5 влево, 2 вверх, 1 вправо, 1 вверх (последние два шага делаются ещё раз), 3 вправо.
- Верхняя ветка: 1 вверх, 2 влево, 2 вверх, 1 вправо, 1 вверх («лестница» исполняется также, как и в предыдущем пункте), 1 вправо.
- Все перечисленные выше действия проделываются в обратном и противоположном порядке – в итоге должна получиться симметричная ёлка.
Звезда в космосе
В основе таких диктантов закладываются простые принципы.
Например, звезду из 5 лучей достаточно изображать двумя прямыми и восемью диагональными линиями (каждая из них занимает 2 клетки).
Что касается последних, то они «укладываются» в разметку 1×2.
Конечный результат неплохо годится для украшения аппликаций на космическую тематику.
Рисуем еду
Познание окружающего мира не обходится без съедобных продуктов. В ходе занятий дети узнают, какие овощи и фрукты полезны для здоровья.
Вкупе с многочисленными поделками из разных материалов также применяются диктанты для рисования.
Корзинка фруктов
Алгоритм действий:
- Провести линию, занимающую две клетки, в правую сторону от начальной точки.
- Нарисовать грушу: 3 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 3 вниз, 1 вправо.
- Дальше следует авокадо: 4 вверх, 2 вправо, 4 вниз, 2 вправо.
- Ещё одним «съедобным угощением» является арбуз, который можно провести в форме шара: 1 вверх, 1 влево, 3 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 3 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вниз.
- Последний шаг – закончить картинку, выводя блюдце: 2 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 13 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх.
Овощи
Ярким примером для этого раздела послужит морковь.
Порядок работы:
- Нарисовать стебель: 1 клетка вверх, 1 влево, 2 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз.
- Провести остальной плод: 1 вправо, 4 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 4 вверх, 1 вправо.
Хлеб
Подавляющее большинство семей не обходятся без хлеба.
Самый простой вариант графического диктанта сводится к проведению небольшого количества прямых линий в следующем порядке: 1 клетка вправо, 1 вверх, 4 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 4 вниз, 5 влево, 4 вверх.
Графический диктант в стиле Anime
Региональные практики дошкольного образования не обходятся без «хитростей».
Один из эпицентров восточной культуры – Япония – пережил гигантский скачок после Второй мировой войны.
Пытаясь копировать работу американской студии Disney, японцы в итоге получили отдельную разновидность мультфильмов, известную поныне как Anime.
Дошкольникам предлагаются графические диктанты по клеточкам, затрагивающие популярных персонажей. Из-за этого «ремесло» становится ещё более увлекательным: дети выводят абстрактные лица любимых героев или мордочки существ типа Pokemon, и так далее.
Рисунки птиц по клеточкам для школы
Увлекательное занятие не ограничивается зверями или техникой – с помощью пошаговых диктантов можно выводить пернатых представителей фауны.
Ниже приведены примеры как для обыденных, так и экзотических вариантов птиц.
Аист
За начальную точку принимается верхняя часть «клюва», а рисование проходит таким образом:
- Часть шеи до крыльев: 3 клетки вправо, 1 вверх, 2 вправо, 6 вниз, 2 вправо, 1 вверх.
- Зона крыльев: 4 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх (последние два шага повторяются один раз), 3 влево.
- Нога аиста: 7 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 6 вверх.
- Следующим этапом является шея птицы: 1 влево, 1 вверх, 2 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 6 вверх.
- Остаётся закончить рисунок, дорисовывая клюв: 3 влево, 1 вверх.
Попугай
Подобный диктант можно «превратить» в раскраску, предлагая дошкольникам закрашивать отдельные области разными цветами.
«Попугай» начинается от нижней части клюва, а порядок изображения следующий:
- Голова птицы: 2 клетки влево, 4 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 3 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 3 вниз, 1 вправо, 2 вниз.
- Дальше следуют крылья: 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 3 вниз, 1 вправо, 5 вниз, 1 влево, 1 вверх (повторить последние два действия один раз), 1 влево.
- Лапы довольно просты: 3 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх.
- Последним фрагментом выступает «грудь» попугая: 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 3 вверх, 1 вправо, 1 вверх.
- Полученный результат затем раскрашивается по желанию (тут используются карандаши или фломастеры).
Гусь
Этого обитателя дачных хозяйств рисуют по такому алгоритму:
- Началом является клюв: 2 клетки вправо, 1 вверх, 2 вправо, 1 вверх.
- Шея и спина: 2 вправо, 7 вниз, 5 вправо, 1 вверх, 3 вправо.
- Задняя часть: 1 вниз, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 2 вниз, 1 влево.
- Дальше следуют лапки: 2 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 влево, затем повторяются первые 5 шагов для второй «ножки», после которой проводится горизонтальная линия влево на 2 клетки.
- Шея – последний фрагмент рисунка: 2 вверх, 1 влево, 7 вверх, 2 влево, 1 вверх.
Голубь
Городские и почтовые птицы тоже уместны для графических диктантов.
Инструкция такова:
- Вывести макушку и часть головы голубя: 4 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 4 вниз, 1 вправо, 3 вниз.
- Дальше идёт спина: 1 вправо, 1 вниз (эти действия повторить ещё два раза), 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 2 вниз.
- Следующим фрагментом является хвост: 2 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 1 вправо (повторить последние два шага ещё раз), 2 вниз, 1 влево, 1 вверх, 4 влево, 1 вверх, 1 влево (также повторить эти два действия ещё раз), 1 вверх, 2 влево.
- Нарисовать лапки голубя: 1 вниз, 1 влево, 4 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 2 влево, 3 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх.
- Закончить рисунок: 2 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 4 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 4 вверх, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 1 вверх.
Фламинго
Подобный вариант не имеет принципиальных отличий от рисунка, приводимого в пункте «Аист». После завершения достаточно раскрасить картинку в розовый цвет.
Шаблоны геометрических фигур
Малыши из подготовительной группы детского сада только начинают познавать окружающий мир. Отсюда вытекает тенденция значительного упрощения графических диктантов по клеточкам – на начальном этапе достаточно ограничиваться простыми примерами геометрических фигур.
Шар
Подобная форма служит неплохим началом для ведения диктантов. Фигурка умещается в фрагмент листа тетради, занимающий 6×6 клеток.
В углах выводятся зигзаги, а каждая из четырёх «сторон» выводится линией в 2 клетки.
Шляпа
Инструкция по этой картинке такова:
- От начальной точки провести 1 клетку вверх, 1 вправо, 4 вверх, 3 вправо.
- Вернуться к вышеуказанной точке: 4 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 5 влево.
Ваза
Ещё один простой пример для выполнения графического диктанта.
Фрагменты вазы рисуются таким образом:
- «Горлышко» посуды: 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 5 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз.
- Ёмкость: 1 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 влево, 1 вверх, 1 влево, 3 вверх, 1 вправо.
Рисунок по диагонали
Ближе к школе для детей предлагаются усложнённые вариации диктантов, нередко включающие использование диагональных штрихов.
Следующая инструкция приведена на примере песочных часов: они состоят из двух треугольников, соединённых вместе.
Порядок работы:
- Верхняя половина часов: 2 ДИАГ-SW, 5 вправо, 2 ДИАГ-ES.
- Нижняя половина: 2 ДИАГ-NE, 5 влево, 2 ДИАГ-WN.
Рисование в формате диктанта по клеточкам является полезным упражнением для малышей.
Соответствующие занятия тренируют моторику рук, а также развивают концентрацию внимания.
Тематика во многом зависит от фантазии: дети могут нарисовать примитивные варианты зверей, птиц, цветов, еды, техники, а также геометрические фигуры. Последние наиболее полезны для начальных упражнений.