Городецкая роспись — этапы, шаблоны и узоры для поэтапной народной росписи для детей в школу, старшей и подготовительной группы
Росписью по дереву славились многие русские города. Городецкая роспись – одна из ярких и самобытных художественных творений.
Люди стремились украсить свой быт, создавали красивые узоры, изображали животных, купеческую и крестьянскую жизнь в стилизованном виде. Умения передавались из поколения в поколение.
Городецкая роспись: история появления
Возникла роспись в 19 веке, точнее в 1870 году, когда приехал в село Курцево, что находится в окрестности города Городца, мастер иконописи. Расписывал художник новые церкви, да обновлял старые росписи на древних зданиях.
Научил мастер местных умельцев особой техники наложения темперных (смешанных) красок. Она заключается в многослойности.
А на красочные изображения мастер наносил тёмный контур, штрихи и белила, тем самым придавал объём и живость рисунку.
Где зародился народный промысел?
Городец – древний город на левом берегу Волги, в Нижегородской области. Знаменит он многочисленными ремёслами и красивыми резными домиками, храмами да церквями. В его окрестностях возникла одноимённая с городом художественная роспись.
Местность славилась хорошим урожаем льна. В каждом доме имелась прялка. Процветало льняное ткачество. С конца семнадцатого века в городе активно развивалась деревообработка, судостроение. Мастера стремились украсить изготовляемые вещи. Это у них получалось превосходно.
Деревянные суда украшались богатой резьбой. Почти каждый дом имел резные карнизы, наличники. Не обошли стороной и предметы обихода: мебель, посуда, люльки, сундуки были с резными украшениями.
В середине восемнадцатого века появились прялки с широким донцами. Это был новый вид деревянного промысла. Прежние прялки вырубались из целого куска дерева, а нынешние состояли из двух частей: гребня и донца.
Сначала такие станки украшали резьбой и инкрустацией. Опытные мастера передавали движение человеческих фигур, изящные очертания коней с длинными ногами, сказочных птиц с большими крыльями. Иногда древесину подкрашивали.
С появлением росписи, в последней трети девятнадцатого века, прялки с широкими донцами стали декорироваться красками.
Яркий декор привлекал покупателей. Художники получали много заказов. Декорированные прялки служили орудием труда и украшением для дома, когда наступало время отдыха. Их имела каждая хозяйка. Прялка была желанным подарком от жениха, отца, мужа.
В дальнейшем роспись применялась для разных предметов утвари, ею расписывали дома.
Основные элементы и узоры
Листики
Листики могут быть простыми и сложными, подчеркнуты контуром с одной или с двух сторон, раскрашены в два или три цвета мазками, усиками, тонкими линиями.
Располагаются листья группами, веером от двух до пяти листочков.
Основной цвет зелёный с разными оттенками.
Листья остроконечные или продолговатые, одинакового размера или с крупным центральным листом. Изображаются они рядом с цветами и ягодками.
Цветы
У цветов сердцевина может находиться в центре, а может быть смещена к краю.
Сначала наносят основное круглое пятно, на нём вырисовывается определённый цветок. Обводится контур, пишутся скобки, дуги тёмным цветом. Затем рисунок оживляется белилами: точки, капельки, штрихи, сеточки, линии.
Ход работ:
- Ягодки – это самые мелкие элементы. Они представляют круглую форму. На элементе рисуются контрастные тонкие дуги, идущие спиралью, кверху или сходящиеся к центру.
- Бутоны – небольшие элементы росписи. Центр смещен к краю. На цветовом пятне рисуют скобки, начиная с самой маленькой, постепенно увеличивая.
- Розетки – это маленькие или среднего размера элементы, никогда не превышающие размеры основного цветка. Центр в середине. Розетки состоят из сердцевины и лепестков, многочисленных или редких. Они могут быть похожи на ромашки, незабудки, маргаритки, цветы яблони и другие.
- Ромашки – они небольшого размера, с центром в середине. Лепестки выполняются мазками в виде капелек.
- Купавки – похожи на бутоны, цветовое пятно большего размера. Центр смещен на край. Лепестки вписываются в круг. Лепестки обводятся тёмным контуром. На бутоне, в центре круга рисуется контурная скобка, наносятся штрихи, точки, капельки белым цветом.
- Розаны – у этих элементов силуэт в форме круга, с центром в середине. По размеру обычно крупнее остальных цветов, кроме розы. Лепестки в виде скобок, одинакового размера, расположены по краю. Оживляют их белыми капельками, точками, спиральками.
- Роза – крупный цветок, часто становится центром композиции. На большое цветовое пятно наносится сердцевина в центре верхней части цветка. Внизу, напротив сердцевины рисуется крупный лепесток. От него с одной и другой стороны по кругу прорисовываются лепестки, которые уменьшаются в размере. Сердцевину, бутон и контуры лепестков делаем темного цвета. Обводим сердцевину белой скобкой снизу, ставим белую точку в центре. По обе стороны от сердцевины, сверху вниз, рисуем удлиненные капельки белого цвета. Одна полоса по центру. Теперь по кругу, возле капелек, рисуем белые горошины. Внизу крупные горошины, поднимаясь кверху размер горошин уменьшается. Украшаем лепестки. Рисуем в каждом по три белых капельки. В середине прямая капелька, по бокам изогнутые.
Цветы изображают то по одному, то в букетах, венках, гирляндах, на полосе. Контуры наносятся более тёмным цветом (черным или бордовым, красным розовые цветы, синим – голубые цветы).
Розаны и розы чаще выполняют в розовом цвете, купавки в голубом, бутоны и ромашки разного цвета.
Птицы
Птицы в росписи встречаются разные: петушки, курочки, фазаны, индюшки, лебеди, павлины, сказочные птицы.
Все пернатые в данной росписи упитанные, с крепкими длинными шеями, пышными хвостами, нитевидными лапками и клювом. Символизируют достаток и счастье.
Ход работ:
- Наносится плавная линия (изгиб шеи и груди), затем линия головы и спины.
- Определяют крыло.
- Прорисовывают клюв, ноги тонкими линиями.
- Хвост пышный, может быть разной формы.
Выбирая цвета, соблюдаем традиции. Принято рисовать тело птицы черным цветом, зелёным крыло, вишнёвым хвост. Это касается всех птиц.
Иногда применяют другие варианты, например, синий хвост и туловище (сказочная птица), красное туловище (петух), белое туловище, крылья, хвост (лебедь, гусь).
Конь
Это очень значимый элемент в росписи. Конь считался символом жизни, радости, счастья.
Ещё он представлял движение, знания, мудрость. Традиционно конь черного цвета. Уздечка и седло красного цвета.
Инструкция:
- На поверхность наносят две большие капли черного цвета, на расстоянии друг от друга. Одна капля расположена левее, другая правее. Это шея, передняя и задняя часть туловища.
- Капля слева смотрит кончиком вверх, капля справа – вниз.
- Соединяем капли двумя плавными линиями.
- Подрисовываем мордочку. Начинаем с ушка, ведем кисточку вниз, рисуем губы, поднимаемся к правому ушку.
- Прорисовываем четыре ляжки, а от них нитевидные длинные ноги, копытца.
- Заканчиваем рисунок хвостом.
- Прорисовываем гриву.
- Рисуем уздечку и седло.
Грива может быть красного или черного цвета. Реже встречаются красные и белые сказочные кони.
Фигуры людей
Люди в городецкой росписи изображаются весёлыми, довольными, нарядными – символы благополучной жизни.
Фигуры людей пишут с белых пятен – голова, у барышни шея длиннее и открытое декольте, у кавалеров шея короче, закрытый воротничок. От шеи прорисовываем руки, одна рука согнута в локте.
Ноги прямые или согнуты в коленях (человек стоит, сидит, работает, едет на коне).
Прорисовываем платья у дам, рубашки, брюки у мужчин. На ногах сапоги у кавалеров, у барынь туфельки под платьем едва видны.
Глаза и нос рисуем черными штрихами. Оживляем картинку тонкими белыми линиями.
Основные цвета
Основные цвета в росписи: желтый, черный, белый, красный, зелёный, синий.
Для получения розового, голубого, оливкового смешиваются краски с белилами.
Эти цвета обязательны для росписи:
- Желтый и его оттенки – цвет фона.
- Розовый, голубой – основные оттенки для изображения цветов.
- Зелёный, оливковый – для листьев.
- Красный, синий, черный, зелёный – значимые цвета, используются для изображения фигур животных, цветов, одежды людей, интерьера, а также для контура и затенения.
- Белый – цвет для лиц людей, некоторых фигур животных, для оживления рисунка характерными элементами.
В росписи более позднего периода для фона может быть использован красный, зелёный, голубой цвет, но так, чтобы узор не терялся в яркости покрытия.
Рисунки для дошкольников: городецкая роспись поэтапно
Учиться этому творчеству надо с отработки элементов на плотной бумаге.
Прежде всего надо правильно держать кисть: вертикально к поверхности. Держать надо тремя пальцами: средний на железке кисточки, указательный придерживает кисть над средним, большой палец придерживает кисть с другой стороны, безымянный поджат, при этом мизинец упирается на стол.
Дошкольники с удовольствием выполняют задания, несмотря на то, что многое может не получаться.
Изображение птицы для подготовительной группы
Птица — один из основных элементов росписи.
Нарисуем сказочную птицу:
- Делаем набросок рисунка простым карандашом.
- У птицы выделим три части: туловище, крыло, хвост. Проводим изогнутые линии сверху вниз на небольшом расстоянии друг от друга. Верхние концы линий соединяем в тонкий клюв. Рисуем голову, шею, туловище. Нижние линии не соединяем.
- Между линиями туловища рисуем крылышко в форме капельки.
- Рисуем пышный хвост. От середины крыла проводим дугообразную линию вверх, затем опускаем вниз и заканчиваем в точке соединения туловища и крылышка. Хвост получается в форме полумесяца.
- Под туловищем рисуем лапки двумя овалами, от овалов две тонки линии вниз, их разветвляем тремя линиями в стороны или вниз (пальцы).
- Широкой кистью закрашиваем черной краской туловище и лапы. За край не выходим.
- Красным цветом закрашиваем хвостик.
- Крыло закрасим синим или зелёным цветом.
- Лапки рисуем тонкой кисточкой в виде ниточек черным цветом, на концах мелкие штрихи.
Даём рисунку просохнуть.
Оживляем рисунок белыми точками и полосками:
- Тонкой кистью рисуем белый глаз.
- Голову оставляем черного цвета.
- Начиная с верхней части шеи, наносим белые точки параллельными линиями.
- От точек вниз рисуем тонкие вертикальные полоски.
- Продолжаем узор на шеи, затем переходим на туловище: точки, полоски. Заканчиваем украшать шею большими белыми точками, проводим длинные дугообразные полоски по туловищу.
- Завершаем мелкими точками.
Украшаем крыло:
- Рисуем дугообразную белую линию вверху, она доходит до середины крыла.
- Под линией кружок, от него проводим полоски к кончику крыла.
На хвосте рисуем длинные пёрышки:
- Белой краской проводим линии от начала хвоста до края. Линии особенные, дугообразные: от края тонкие, в середине толстые, в конце тонкие, это достигается путём расслабления на концах и нажатия кисти в середине.
- Параллельно белым линиям рисуем черные полоски таким же способом.
- Полоски могут быть длиннее и выходить за контур.
Грациозная сказочная птица вышла.
Лёгкий рисунок цветов для младшей группы в садике
В младшей группе дети не занимаются сложными изображениями. Ребята недостаточно владеют кистью и техникой рисования.
Рассматриваем цветки, любуемся красотой, объясняем, что это сказочные цветы, ими украшают разные предметы. Вызываем интерес и эмоциональную отзывчивость.
Обращаем внимание на яркие цвета рисунка.
На готовых шаблонах с изображением розы, ромашки, розана, рисуем детали под руководством воспитателя: штрихи и точки белой краской.
Рисуем ромашку. Лепестки могут быть разного цвета, так как это сказочный цветок.
Пошаговая инструкция:
- Красной гуашью рисуем круг, закрашиваем розовым цветом. Если краска вышла за контур, её надо подправить. Когда гуашь подсохнет, начинаем украшать цветок характерными деталями.
- Используем красную краску. В центре круга рисуем круглую серединку. Прикладываем кисть возле серединки по кругу – лепестки ромашки.
- Когда рисунок подсохнет, попробуем нанести линии белым цветом рядом с красными лепестками.
- Вместо белых линий можно нанести белые точки между лепестками ватными палочками.
Простой цветочек ромашки готов.
Картинки животных для старшей группы: конь
Для начала рассмотрим коня, выделим особенности.
Повторяем изображения за воспитателем:
- Рисуем жирную капельку кончиком вверх (шея).
- Проводим от нижней части капельки (туловища) тонкую линию (седло).
- От конца линии рисуем капельку меньше, кончиком вниз (задняя часть туловища).
- От верха шеи рисуем продолговатую головку, подрисовываем ушки.
- От туловища рисуем верхнюю часть ног (по две спереди и сзади).
- От верхних частей ног ведём тоненькие линии, характерные для коней.
- Копытца подрисовываем маленькими треугольниками.
- Хвост рисуем длинными волнообразными линиями.
- Рисуем красную гриву, прямоугольное седло, тонкую уздечку.
- Украшаем белыми линиями, штрихами, точками, капельками хвост, гриву, седло, грудь, копытца.
Чем больше белых элементов, тем нарядней конь.
Лёгкие эскизы в стиле городецкой росписи для детей в школе
Школьники продолжают отрабатывать элементы росписи, начинают составлять композиции, выбирают более сложные изображения.
Разделочная доска с городецкими мотивами
Обводим заготовку разделочной доски на бумаге, вырезаем силуэт.
Придумываем рисунок, размещаем элементы, соблюдая правила композиции.
Например, рисуем птицу чуть правее от середины, с левой стороны гирлянда из крупных и мелких цветов. Она как бы окружает птицу. Самый крупный цветок в левом нижнем углу.
Продвигаясь вверх, размер цветов уменьшается. По нижней линии от основного цветка идут мелкие цветы.
Ребятам с 10-12 лет можно доверить деревянные заготовки.
Переводим рисунок на доску с помощью копировальной бумаги.
Сначала закрашиваем основную фигуру, цветы. Делаем окантовки, затемнения. Украшаем белыми узорами в традициях городецкой росписи.
Посуда из дерева: тарелка и ложка с узорами
На круглой бумажной основе рисуем простым карандашом гирлянду из несколько кругов: один крупный внизу, от него в разные стороны отходят круги меньшего размера, продвигаясь кверху рисуем ещё два маленьких круга. Это будущие роза, купавки, бутоны. Возле кругов по два листика с каждой стороны.
Такой эскиз можно использовать для украшения деревянной тарелочки. Определяемся с цветом, закрашиваем, добавляем контуры, белые штрихи.
Для ложки сначала продумаем узор. Подготовим эскиз – нарисуем круг – будущая розетка с пятью лепестками. Наметим три маленьких круга рядом друг с другом. Это цветочек и ягодки. Нарисуем к ним листочки.
Узор предназначен для внутренней части ложки. На деревянной ложке рисунок помещается в центр.
На внешнюю часть ложки нанесем крупное розовое пятно, создадим розу, нанесём зелёной краской листья. Закрашиваем ягодки красным цветом, цветочек белым, листья зелёным цветом.
Когда помещается изображение в круг, надо помнить, что остаётся достаточно свободного места. Его мы не трогаем, или занимаем мелкими элементами (листиками, травкой).
Это необходимо для придания рисунку воздушности.
Игрушки для ёлочки: красивые шары
Для ёлочных игрушек подойдут изображения коня, петуха, павлина, лебедя, с цветочными мотивами вокруг. Подойдут и зимние сюжеты со снежными домиками, тройкой коней, санями.
Простые цветочные композиции с ягодами украсят новогодние шары. Летние мотивы на Новый год! Заготовки шаров могут быть стеклянными, пластмассовыми, деревянными.
Лучшие краски – акриловые, они подходят для любых материалов, сохраняют стойкий цвет, нетоксичны, быстро высыхают. Для нанесения рисунка можно использовать эскиз, бумажный трафарет.
Если рука набита, то можно рисовать красками простые узоры на заготовке сразу. Желательно покрыть поверхность желтой краской (допускается оранжевой, голубой). Рисуем по фону яркими красками, наносим круги разных размеров (оранжевые, фиолетовые).
Далее цветные пятна превращаем в цветы. Узор повторяется 2-3 раза. Новогодние шары с росписью будут выглядеть нарядно, классно впишутся в новогоднее убранство.
Основные правила росписи по дереву
Обрабатываем поверхность
Поверхность обрабатывается наждачной бумагой, грунтуется, и опять шлифуется. Если поверхность с изъянами, её предварительно шпатлюют, отшлифовывают, а затем грунтуют.
С помощью темперных или акриловых красок грунтуем поверхность два раза. Можно применить тонировку.
После нанесения росписи поверхность покрывают лаком. Его наносят двумя или тремя тонкими слоями, каждый раз хорошо просушивают.
После просушивания, изделие надо обработать мелкозернистой наждачной бумагой.
Эскиз или трафарет
Для переноса на деревянную поверхность необходимо сделать эскиз на бумаге, подложить копировальную бумагу, перевести картинку.
Нанести рисунок на бумагу или на плоскую деревянную поверхность можно с помощью трафарета. Проработать детали.
Если уверены в своих силах, можно сразу рисовать красками на желаемой поверхности.
Выбираем краски
Для работы по дереву подойдёт гуашь, акрил, темпера, масляные для опытных мастеров, также акварель, при условии, что деревянная поверхность идеальна.
Кисти
Для работы по дереву лучше всего подойдут круглые беличьи и колонковые кисти №1,2,3. Удобны они для контурной работы, каёмок, заливки фона.
Беличьи кисти мягкие, хорошо держат краску, оставляют насыщенный след.
Рисовать лучше гуашью и акварелью, масляные краски слишком тяжелы и агрессивны для мягкого ворса.
Колонковые кисти более жесткие и упругие, хорошо держат влагу.
Тематические шаблоны для городецкой росписи
Популярные темы в городецкой росписи – сцены из обычной жизни людей. Катание на лошадях, чаепитие, встреча влюбленных, гулянье на улице. Картинки смотрятся празднично, весело.
Изобразить их для начинающих художников сложно, поэтому шаблоны тут как нельзя кстати.
Второй излюбленной темой становится изображения коней и птиц. У каждой хозяйки есть деревянные кухонные принадлежности, где может красоваться изящный конь или упитанная птица.
Разрисованные дверцы шкафа, шторки на кухне, картина в детской комнате украсят интерьер, подарят праздничное настроение.
Постигать азы искусства лучше всего с цветочного орнамента. Техника проста, и в то же время требует сосредоточенности, отработки мелких деталей, набивание руки.
Множество шаблонов можно найти ниже на нашем сайте, магазинах книжной и печатной продукции. Представлены все интересные темы.
Узоры карандашом: какие мотивы можно использовать?
Набросок наносится на бумагу или непосредственно на деревянную поверхность.
Что можно использовать? Можно составить тысячи вариантов традиционных узоров из характерных мотивов, или создать что-то эксклюзивное, при этом соблюдая главные традиции.
Например, добавить фиолетовые штрихи к рисунку цветка, использовать нехарактерную для росписи форму колокольчика (в мелких элементах).
Все элементы цветов и листьев можно использовать в одной картине.
Презентация поделок: актуальные идеи
Шкатулки, пасхальные яйца, ёлочные шары – актуальные сувениры и идеи для подарка.
Отличной идеей будет украшение кухни разделочными досками с красивой росписью: петушок в обрамление цветочных мотивов, павлин, красующийся в сказочном саду, всадник, скачущий на быстром коне.
Посуда, вазочки, баночки для хранения продуктов, расписанные городецкими мотивами – замечательный подарок для друзей и близких. Приятно готовить и трапезничать.
Матрёшки, кукольный домик, мебель, лошадка – отличные подарки для детей.
В трудные военные и перестроечные времена о росписи забыли. Но люди возрождают народные традиции. Забытый на некоторое время промысел возродился в пятидесятых годах 20 века, и после лихих девяностых устоял.
Сохранять традиции чрезвычайно важно для любого народа. Это наследие прошлого, а без него нет будущего.
В настоящее время существуют творческие мастерские и фабрика по производству деревянных изделий с городецкой росписью. Они с успехом продаются на прилавках магазинов.